Сказки о жизни в музыкальном королевстве

Королева Музыка

Правительницей одного большого, но невидимого королевства была Прекрасная Музыка. Ее никто никогда не видел, но ее все СЛЫШАЛИ. Она могла появляться неожиданно. Вспомните, когда появляется музыка неожиданно? Когда папа включает телевизор, или мама включает радио, когда мы идем по подземному переходу и видим играющих музыкантов, или когда проезжает мимо машина и из нее слышится музыка.

Но оказывается, музыка звучит даже тогда, когда мы ее не слышим. Если хотите, можете проверить. Включите радио, и польется музыка. Она звучала и до того, как мы его включили. Музыка старалась нам не мешать, поэтому ее было не слышно. Музыка, как воздух, – он есть, но его не видно.

Королева Музыка правила в своем королевстве справедливо, гармония и красота были самыми главными в ее королевстве. Как только придворные переставали подчиняться этим законам, Музыка сразу же их покидала. Ее окружали невидимые солдатики Темп и Ритм, Красавец Тембр, маленькие подвижные Мажорики и Минорики, пажи Диссонанс и Консонанс. Главной помощницей Музыки была принцесса Мелодия. Именно она поддерживала порядок, гармонию и красоту. Послушайте, как мирно и гармонично живут все подданные королевства (звучит музыка).

Принцесса Мелодия

У королевы Музыки была дочь – прекрасная принцесса Мелодия. Она была красивой и всегда со всеми душевно разговаривала, поэтому все ее любили. Как и все жители королевства, принцесса Мелодия была невидимой. Но ее все охотно слышали, и каждый с нетерпением ждал. 

Она появлялась неожиданно. И начинала рассказывать удивительные истории о мире, о природе, о людях, обо всем, что нас окружает и о чем думает Человек.

А сейчас закройте глаза, и к нам тоже придет Принцесса Мелодия. О чем сегодня она будет нам рассказывать? Послушайте музыку внимательно и определите характер принцессы Мелодии (звучит музыка).

Солдатики Темп и Ритм

У королевы Музыки было огромное войско. Но ее охраняло лишь несколько солдатиков. Самыми организованными были Солдатики по имени Темп и Ритм. Даже неженка принцесса Мелодия становилась при виде Темпа и Ритма более организованной и подтянутой. Темп и Ритм были похожи тем, что все задания выполняли четко. Но у Темпа часто менялась скорость движения: то он передвигался быстро, то медленно, то ускорял движения или их замедлял. Солдатик же Ритм постоянно менял свои движения, чередуя их, но всегда в определенной последовательности.

Каждый день Солдатик Ритм начинал с упражнений: ти-ти-та, ти-ти-та, тири-тири-ти-ти, ти-ти-та (Учитель исполняет упражнения в ритме и предлагает их повторить детям). Ему нравилось маршировать и исполнять эти упражнения, которые придавали ему бодрости, уверенности и собранности. После строгих, четких упражнений, он переходил к плавным, пластичным движениям, и тогда марш превращался в танец: та-а-та, та-та-та, та-а-та, та-а-а (Дети повторяют за учителем ритмические фигуры). Солдатик Темп всегда выходил на поляну, где тренировался Ритм и увлекал за собой своего друга: то мчался галопом, то, как медлительная черепаха еле передвигал ногами. (Дети слушают две пьесы: медленную и быструю, и определяют, как меняется характер, в зависимости от изменения темпа и ритма.)

Два друга Диссонанс и Консонанс

У королевы Музыки было много придворных, и все они выполняли ее поручения. Так, два пажа Диссонанс и Консонанс носили шлейф королевы Музыки. Диссонанс и Консонанс были очень разными, но дружили друг с другом. Диссонанс всегда был со всеми не согласен и всем недоволен (звучат диссонирующие аккорды). Консонанс вступал в разговор после Диссонанса и его успокаивал (звучат трезвучия – субдоминанта, доминанта, тоника). Королева Музыка была довольна, что любые споры в ее королевстве заканчивались благополучно, благодаря Консонансу, который обычно говорил последним убедительно и спокойно. 

Послушайте и определите, кто начинает, и кто заканчивает музыку: Консонанс или Диссонанс? Обоснуйте, почему вы так считаете.

Красавец Тембр

В невидимом королевстве Музыки было очень много реальных видимых помощников – музыкальных инструментов: скрипок, виолончелей, флейт, гобоев, гитар, баянов, барабанов и еще много-много других помощников. Один из советников Королевы Музыки – Тембр – управлял этими помощниками. Он наделял их такими красивыми голосами, что его прозвали Красавцем. Красавиц Тембр знал секреты украшения мелодии: она могла стать бархатной и мягкой, если звучала виолончель, крикливой и яркой, если ее исполняла труба.

Послушайте два варианта «Полета шмеля» и оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и скажите, тембр каких инструментов вы услышали, и как изменилось звучание музыки? (Звучат два фрагменты, один в исполнении фортепиано, другой – оркестра и соло трубы).

Волшебник Хаос (закрепление пройденного материала)

Однажды в королевстве появился злой волшебник Хаос. Он решил нарушить мир и благополучие в королевстве. Взмахнул волшебной палочкой, и все сразу нарушилось (исполняется набор несогласованных звуков).

Что же произошло дальше? Кто помог навести порядок в королевстве? Куда подевался Хаос? Как стала снова звучать Музыка? Придумайте конец сказки. (Дети вспоминают принцессу Мелодию, солдатиков Темпа и Ритма, Красавца Тембра.)