Педагогические сказки из книги "Школа самовыражения"

Как Ванюша свои таланты искал

Бегал Ванюша целыми днями во дворе – мяч гонял. Чтобы ему не говорили взрослые – от всего он отказывался. 

– Иди Ванюша уроки делать, – звала его бабушка. Он отмахивался.

– Пора Ванюша обедать, – звала его мама.

– Я еще не проголодался, – отвечал сын.

– Опять конструктор разбросал и ничего не сделал, - ворчал дедушка.

– Бесталанным растет, – сокрушался отец.

Обидно было Ванюше, что его бесталанным называют. И решил он тогда поискать свои таланты.

Отвела его мама в хор. Пел он с ребятами сначала неохотно и часто не в лад с другими. Но постепенно стал понимать и слышать, как красиво получается петь вместе, прислушиваясь друг к другу. Но не стал он солистом, как некоторые ребята, не хватало ему таланта. Решил он искать свои таланты в другом месте.

Отправилась бабушка с внуком учиться игре на скрипке. Тяжело давались ему гаммы, которые приходилось играть часами. Непослушными были пальцы, болело плечо от скрипки, мысли уносились во двор, где никто ничему не учил, и была полная свобода. Но настал момент, когда стали получаться красивые мелодии, и он чувствовал паузы, и ждал взрыва пассажей. Но в музыкальной школе многие ребята лучше его играли. Не устраивало Ванюшу это положение, да и играть на скрипке все же приходилось ему заставлять себя.

Разыскали они с дедом клуб юного конструктора. Изумлялся Ванюша, как ловко ребята конструировали из деталей разные машины, самолеты, корабли. Начал Ванюша из деталей стадион строить. Посмеивались над ним ребята. Но он настойчиво рассчитывал, где расположить судейскую кабину, как лучше просчитать входы для зрителей и для футболистов. Неказистым у него получился стадион на вид, но задумки были интересными.

И тогда понял Ванюша, чем же он хочет заниматься. Попросил он отца отвести его в спортивную школу футболистов. Гонял он мяч вдохновенно. Тренер делал ему много замечаний.

– В команде надо играть, а не отдельно от всех, – говорил он. И вспоминал Ванюша, как он в хоре пел и ко всем прислушивался.

– Не чувствуешь ситуацию, рано бьешь по мячу, – кричал тренер. Стал прислушиваться Ванюша к себе, как будто играл на скрипке, и ждал момента, чтобы ударить вовремя по мячу.

– Выстраивай последовательность твоих действий. Думай, кому лучше передать мяч, – подсказывал тренер. И стал продумывать Ванюша на несколько ходов вперед, как это он делал при конструировании.

– Хорошо работаешь, – похлопал его по плечу тренер, – будешь участвовать в соревнованиях.

Пришли на соревнование болеть за Ванюшу всем семейством. Ванюша летал по полю как метеор, успевал подправить направление мяча, видел соперников и уводил мяч в сторону, умудрялся в сложной ситуации отыграть мяч и забить гол.

– Красиво играет, – говорили мама с бабушкой.

– Умело играет, – радовался дедушка.

– Талант, - ухмылялся отец.


Педагогические сказки из книги "Школа самовыражения"

Как гора имя себе нашла

Давным-давно родилась на земле горка, она росла, становилась все сильнее и выше. Вот уж ее вершину не стало видно за облаками, а имени у нее так и не было, поэтому никто ее и не знал. 

Закручинилась она и стала думать, как же ей называться? Решили ей помочь жители горы.

Пролетали пчелы у подножья и прожужжали:

- В честь нас назови, будешь Пчелиной горой.

Зашумели деревья с южного склона горы и посоветовали ей:

- Много деревьев растет на склоне, пусть будет имя тебе Лесная гора.

Возмутились скалы с северного склона:

- Как это Лесная гора? Тебе надо дать имя Каменная гора.

Взмыл к вершине горы сокол и прокричал:

- Много соколиных гнезд у тебя на горе. Будь Соколиной горой.

Задумалась гора, не хотела она обижать никого и вступать в споры с теми, с кем жила в мире.

В это время пришли скалолазы и стали забираться на вершину горы. Каждый раз, когда они останавливались отдохнуть, дружно повторяли:

- Могучая, ох и могучая гора!

Вздохнули деревья:

- Ведь действительно могучая!

Зажужжали пчелы:

- Да ужжж, Могучччая гора.

Сокол одобрительно взмахнул крыльями и кивнул головой – ему понравилось это имя. Скалы достойно промолчали, но были довольны – ведь имя Могучая гора принадлежало и скалам этой горы. Гора скрыла свою вершину за облаками, на которой расположились скалолазы, спокойно и горделиво вздохнула: теперь и у нее есть имя. 

Вернулись скалолазы домой, рассказали всем, что нашли Могучую гору. С тех пор не иссякает поток туристов к этой горе, они любуются ее красотой и с восхищением повторяют:

- Могучая гора, Могучая…

 

Легенда о манкуртах 

(по Ч. Айтматову)

В далекие-далекие времена, когда в мире существовало рабство, на Востоке злые люди лишали сильных молодых юношей, взятых в плен, памяти. Для этого они натягивали на голову пленных свежую шкуру убитых телят. Шкура высыхала и стягивала голову пленника. Волосы врастали в кожу и вызывали страшные боли. Высохшая кожа так стягивала голову, что пленник забывал все, что было в его жизни, забывал дом, родных и даже собственное имя. Пленников называли манкуртами.

Одна обезумевшая от горя мать во что бы то ни стало решила разыскать своего сына, который попал в плен. Долго ей пришлось ходить по свету. И вот однажды она увидела стадо, которое пас ее сын. Она бросилась к нему: "О, сын, наконец-то я тебя разыскала!". Но молодой человек не узнал ее, так как он был манкуртом, а значит, был лишен памяти. Он сказал своей матери: “Не приближайся, иначе я выстрелю!” Ему приказал хозяин стрелять в каждого, кто приблизится к стаду. И когда женщина была уже близко, он выстрелил и убил ее, так и не узнав, что это была его мать.


Педагогические сказки из книги "Школа самовыражения"

Разноцветный мир

Было это в давние времена. Жили в густых лесах звери, птицы, да насекомые весело и беззаботно. Но не очень-то они берегли природу, то все листья с деревьев оборвут, то прозрачный ручей грязными копытами замутят, то цветы потопчут.Долго наблюдало за ними яркое солнце и решило их наказать - сделать весь мир серым, да неприглядным – и спряталось за горы. Стало холодно, да голодно животным в сером бесцветном мире.

Отправились они к солнцу и взмолились:

- Верни нам солнце все цвета, без них мир совсем печальный и недобрый стал.

- Хорошо, - подумав, ответило солнце, - но только при условии: вы будете есть столько и то, что природа вам даст сама, ходить туда, куда подскажет идти природа, жить там, где не помешаете жить другим жителям леса. Идите и выполните мои заветы. И если вы будете делать все правильно, то каждый день семь дней подряд будет появляться по одному цвету на небе, который будет раскрашивать леса да поля, горы да долины.

Обрадовались звери и стали относиться осторожно да внимательно к природе.И вот в первый день появился на небе луч солнца красного цвета в виде дуги, покапал дождик красными каплями и раскрасились цветы да ягоды в красный цвет. На следующий день озарилось небо оранжевым лучиком, и оранжевые капли легкого дождя окрасили луга да поля оранжевым цветом. На третий день землю оросил желтый дождик – зажелтели одуванчики желтыми листочками. На четвертый день – зеленый и зазеленели все поля. На пятый день – рассыпались капельки голубого цвета, на шестой – окрасились синевой озера да моря, в последний, седьмой день фиолетовые капли сделали разноцветный мир еще более разноцветным. Прошел солнечный дождик, и засияло радостно солнышко и растянулась по небу семицветная радуга.

Зазвенели голоса птиц в небе, зажужжали пчелы у своих сот, закричали звери радостно:

- Пусть всегда будет разноцветным мир. Пусть цвета радуги рассказывают нам о мире. 

А все цвета радуги: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый, - перемешались в природе и появилось много новых цветов: коричневый, бирюзовый, розовый, пурпурный и, конечно же, черный и белый. 


Педагогические сказки из книги "Школа самовыражения"

Старичок Бодрячок

Прожил человек всю жизнь в городе. Часто болел, простужался. Вот уж и старость пришла. Жизнь его была грустной и печальной. То спина заболит, то нога занемеет, то головные боли начинают мучить. Задумался старичок, как же свою старость наладить, как быть веселым да бодрым, чтобы со своими внуками еще подольше пожить, да порадоваться их успехам. Называли старичка Горемыкой.

Пошел он в библиотеку, отыскал старинную книгу с разными народными рецептами, да рассказами, как природа помогала человеку выживать, какие растут лечебные травы от простуд и других болезней. Удивился он, что в природе есть все, что может помочь человеку быть здоровым, а значит и счастливым.

Отправился он в деревню, поселился в домике недалеко у леса, да и стал наблюдать за природой, животными, растениями. Часто он оправлялся в лес со своей собакой по имени Дружок и видел, что пес, то ту травинку съест, то другую попробует и ни какими болезнями не болеет.

Долго старичок изучал травы да растения, а потом стал готовить вкусные чаи из трав, варенья из ягод. А на огороде то морковку съест, то ягоду попробует, то петрушку пожует. Со временем стал он бодрым да веселым. Стали старичка кликать Бодрячком, приглашать в гости, его интересные истории о природе слушать. Приезжали к нему в деревню его любимые 

внуки. Ох и раздолье им было: то с дедом на речку отправятся, то на полянку побегут ягод в собирать, то в лес за грибами, то в огороде вкусным горохом полакомятся. Вернутся дети в город и рассказывают:

- Наш дедушка Бодрячок – веселый, здоровый, да шутник большой – разные истории нам рассказывает. На следующее лето снова к нему поедем. Там в деревне интересноооо…

 


Хорошие мысли

Жили-были на свете плохие и хорошие мысли.

Плохие мысли всегда подстерегали печальных, неуверенных, слабых людей. Пытались понять, о чем человек думает, и повлиять на его чувства и поступки. Бывало они замахивались и на уверенного и веселого человека, но им приходилось чаще всего отступать, так как веселый человек задумается о плохом и быстро отгоняет эти мысли.

Особенно плохие мысли любили детей, потому что они - очень доверчивые и не всегда могут отличить плохое от хорошего.

Плохие мысли любили слова с «не»: не хочу, не могу, не умею, не буду, нельзя. Они внушали: «Человек человеку враг», «Не делись ни с кем», «Не доверяй никому», «Все хотят тебя обмануть», «Можно всегда лениться, все разбрасывать, постоянно драться, всех обзывать».

Плохие мысли жили в ссорах и не дружили друг с другом. Бывало и оскорбляли друг друга, а то и кулаки пускали в ход, доказывая свою правоту.

Хорошие мысли жили дружно, поддерживали друг друга и помогали всем людям найти выход из любой ситуации. Они любили такие слова: могу, хочу, умею, делаю, люблю». Они утверждали: «Из любой ситуации есть выход», «Если ты ошибся – признай свою ошибку и исправься», «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

И вот однажды плохие мысли поселились в стеснительного и слабого мальчика. Плохие мысли внушали ему: «Грубого уважают и боятся!», «Правда бывает только с кулаками», «Бей слабых, прослывешь сильным!» И он со всеми стал ссориться, драться. Его боялись более слабые, чем он, но сильные не хотели с ним дружить.

Тогда хорошие мысли решили помочь мальчику. Но они могли помочь лишь тому, кто начинал действовать. Хорошие мысли стали ждать, когда мальчику придут в голову сомнения. Мальчик стал задавать себе вопросы,а хорошо ли он живет, правильно ли он поступает, легко ли ему так жить? Тогда стали появляться хорошие мысли: «Видишь, упал малыш, помоги слабому, подними его!», «Если ты хочешь быть сильным, займись спортом!», «В ссоре попробуй понять позицию другого!».

Мальчик стал совершать хорошие поступки и мир вокруг него изменился. Ему стали улыбаться взрослые, хвалить и одобрять его. Сильные ребята стали дружить с ним, а слабые искать у него защиты.

Так, он осознал, что хорошие мысли и поступки – это очень выгодно и полезно не только окружающим, но и ему.


 

 

Как Ванюша всех в семье перессорил, а потом помирил

 

Ванюша был добрым мальчиком, но ленивым. Не любил трудную работу. На кухне бабушка все делала, в квартире мама все убирала, дедушка любил мастерить, а папа – все ремонтировать, а собака Жучка любила самостоятельно гулять.

А что же мне делать? – спросил как-то Ванюша.

Иди в школу учиться, там научишься трудолюбию, – сказали все хором.

Пошел Ванюша в школу, а писать то он не любил. Стали ему задавать много по письму, а ему лень делать.

Каждый день ему надо было писать, а он все время отлынивал, да причины находил, чтобы не делать. То просил перенести работу на вечер, то жаловался, что ему нездоровится, то находил какую-нибудь игру и не хотел от нее оторваться.

И в доме началась война. Дедушка кричал на папу, что тот лентяя вырастил, мама возмущалась, что бабушка балует своего любимого внука, вот он лентяем и растет. А Жучка стояла и лаяла на всех сразу. А Ванюша в это время в игрушки играл…

Ссоры в доме постоянно повторялись. И вот однажды Ванюша сел и задумался, как всех в доме помирить.

Решил он, что трудные задания можно сделать легкими. Представил он, что буковки – это птички, которые взлетят лишь в том случае, если их красиво написать. Любая ошибка могла лишить птицу полета. Добрый Ванюша не хотел этого.

И однажды он решил, что будет сначала делать трудную работу, а потом все, что ему доставляет удовольствие. Встал он утром и пошел к письменному столу.

Бабушка ахнула: «Не заболел ли ты Ванюша?»

Написал Ванюша на одну строчку больше, да так красиво, что мама заулыбалась и сказала: «Точно, все буковки – птицы красавицы, лететь им легко будет!»

Дедушка усмехнулся в усы и сказал: «В нашу породу пошел, настойчивый, да трудолюбивый». Довольный папа закивал головой.

Так в доме восстановился мир. А Ванюша уже через месяц так полюбил писать, что каждый день припрашивал задание. А потом даже стал корреспондентом школьной газеты, а там писать приходилось много.

С тех пор, как только трудная работа появлялась, Ванюша мирить всех в семье начинал – выполнял работу быстро и весело, представлял, что она живая и тоже хочет добра и старания от Ванюши. А родители улыбались, да радовались – Ванюша не только добрый, но трудолюбивый стал.